Warning: Creating default object from empty value in /home2/nevvva/public_html/xn--g1agec.xn--p1ai/wp-content/themes/florentia/library/functions/core.php on line 27
Стадии развития взрослого человека

Все больше людей стали признавать стадии развития, которые связаны со взрослой жизнью. Раньше эксперты уделяли много внимания границам взрослой жизни – подростковому и пенсионному возрасту.

Социолог Шарлотта Булер (Buhler) из Вены была ведущим специалистом в этом направлении в 1930 году. Позже, в пятидесятых и шестидесятых годах, Эрик Эриксон (Erikson) продолжал изучать развитие взрослого человека. Доктор Левинсон (Levinson) из Йельского университета стал наиболее влиятельным авторитетом в этом деле в семидесятых годах XX столетия. Книги, статьи в журналах и длительные исследования продолжают стремительно заполнять информационный рынок сегодня. Тема о развитии взрослых больше не является инновационным исследованием. Напротив, она включена в программу курсов по психологии и социологии.

Мы с моей женой Салли пришли к такому представлению о стадиях развития взрослых людей:

1. Вытаскивание корней – от 18 до 22 лет.

2. Испытание двадцатилетнего периода – от 22 до 28 лет.

3. Переход к тридцатилетнему периоду – от 28 до 32 лет.

4. Укоренение и распространение – от 32 до 39 лет.

5. Десятилетие крайнего срока – от 35 до 45 лет.

6. Уход на пенсию – после 45 лет.

В каждом из этих периодов развития нам необходимо выполнить некоторую эмоциональную работу. В конце своего подросткового и в начале двадцатилетнего периода мужчина вступает в свою первую стадию неустроенной взрослой жизни, когда оставляет родительский дом, чтобы обрести независимость и понять свою уникальность, а также начинает ясно сосредотачиваться на цели своей жизни и своих мечтах.

В течение своего двадцатилетнего периода молодой человек вступает во взрослый мир. Обычно он женится в этом возрасте и начинает свою карьеру. Это его первая попытка обустроиться во взрослой жизни. Мечты молодого человека начинают осуществляться. Главная задача двадцатилетнего периода заключается в том, чтобы придать форму мечтам, которые были у него в подростковом возрасте, и «подкрепить» эти мечты.

Вторая стадия неустроенной взрослой жизни приходит с возрастом двадцать восемь-тридцать два года. Это время для оценки, своеобразная пауза, которая дает возможность осознать, откуда человек пришел, и куда он идет. Это время проверки того, насколько он сосредоточен на своих жизненных целях.

Различие между этим процессом и оценкой в середине жизни заключается в том, что тридцатилетний человек только начинает свою карьеру. У него пока нет серьезных обязательств. У него еще есть достаточно ресурсов, времени и энергии, чтобы произвести главную переориентировку в жизни. Однако это опасный промежуток времени, поскольку мужчина может причинить боль окружающим людям. Если он приходит к выводу, что движется в неправильном направлении, то может совершить кардинальные перемены в жизни, даже сменить работу.

На тридцатилетний период приходится вторая попытка устроиться во взрослой жизни, которая похожа на процесс, происходивший в середине двадцатилетнего периода. Тридцатилетний период является также периодом энтузиазма и волнения. В это время человек меньше пускает свою жизнь на самотек, принимая на себя больше взрослых обязанностей, вкладывая больше своих личных интересов в семью и преследуя долгосрочные цели в своей карьере.

На протяжении этой второй попытки устроиться во взрослой жизни мужчина продолжает обустраивать семейный очаг, преследуя с большими амбициями мечты и цели своей жизни. Во время этого гиперактивного периода у мужчины мало времени для размышлений или для того, чтобы спрашивать себя: «Зачем я все это делаю?».

На позднем этапе второй стадии у мужчины появится сильное побуждение к инакомыслию. Он будет стремиться к тому, чтобы стать самим собой и оставить свой след в этом мире. Иногда люди,, которые всячески помогали ему продвинуться по лестнице успеха, будут отвержены им с целью развить собственную индивидуальность. Проще говоря, он откажется от своих наставников.

Третья стадия неустроенной взрослой жизни наступает к сорока годам. По своему воздействию она еще более интенсивна, чем та стадия, которую он проходил в молодости или в своем тридцатилетнем периоде. Это – кризис среднего возраста. Он может прийти в любое время в возрасте от тридцати пяти до пятидесяти пяти лет; однако чаще всего он появляется у мужчин в начале сорокалетнего периода. В середине жизни мужчина задает многие вопросы, которые возникали у него, когда он был еще подростком, а также в конце своего двадцатилетнего периода. «Кто я? Как мне распорядиться своей жизнью? Кто будет моими друзьями?» Теперь, однако, он задает эти вопросы, оглядываясь как на свое прошлое, так и на будущее. «Чем я занимался до сих пор? Действительно моя работа имеет ценность? Хочу ли я продолжать быть тем, кем я был до сих пор, или делать то, чем я занимался?»

За этим периодом развития в середине жизни следует третья попытка устроиться во взрослой жизни, которая начинается в конце сорокалетнего периода и продолжается до пенсии. Человек, который успешно прошел чрез кризис среднего возраста, переживает впоследствии увеличение собственной производительности, уменьшение стремления к состязаниям, огромное желание быть полезным для людей, отдыхать с удовольствием и быть в ладу с собой, а также со своей жизнью.

Его брак обретет новую глубину и будет удовлетворять обоих партнеров. Мужчина легко воспримет свой статус дедушки и будет воспитывать новое поколение.

Четвертая стадия неустроенной жизни приходит с пенсией , когда человек снова будет задавать себе те же главные вопросы. Теперь эти вопросы задаются чаще, исходя из оценки прошлой жизни: «Что я делал со своими годами, когда строил свою карьеру? Хорошо ли я воспитал своих детей?» Но у мужчины все еще есть вопросы о будущем: «Что я буду делать на пенсии? Как мы можем улучшить свой брак?»

Однако в его жизни может быть еще одна стадия неустроенной жизни, если жена умрет раньше него. Здесь он тоже будет задавать себе вопросы: «Кто я без нее? Что останется на этой земле после меня? Какой след я оставлю в этом мире?»

Наконец, те же самые вопросы человек будет задавать себе во время последней стадии неустроенной взрослой жизни, незадолго до своей смерти. Он также будет спрашивать себя: «Кем я был? Достойно ли я прожил свою жизнь?» Это итоговые вопросы, поэтому мужчина, вероятнее всего, нуждается в помощи, чтобы простить самого себя, если он прожил не такую жизнь, как предполагал.

Заметьте, одни и те же вопросы задаются на протяжении всей жизни. Эти вопросы касаются:

• самоидентичности;

• отношений с людьми;

• вклада в общество через свою работу;

• связи с Богом.

Также важно отметить, что несколько человек в одной и той же семье могут задавать подобные вопросы, но с различных возрастных перспектив. Прадед в девяносто лет задается вопросом, насколько хорошо он прожил свою жизнь. Он, по крайней мере, пытается наладить свои отношения с другими.

Уходящий в отставку дедушка в возрасте шестидесяти пяти лет задумывается о своей значимости и о том, кто будет его друзьями на пенсии.

Мужчина средних лет в начале своего сорокалетнего периода спрашивает себя, оставит ли он какой-нибудь существенный вклад в этом мире, обретет ли он счастье. Возможно, ему необходимо радикально изменить что-то в своей работе или браке.

Подросток задается вопросом: кто он, что ему делать со своей жизнью. Он также размышляет, нужно ли ему поступать в институт, стоит ли жениться?

Однако из всех стадий и переходных периодов человека начало взрослой жизни, а также кризис среднего возраста являются самыми опасными и болезненными как для самого мужчины, так и для его семьи, а также окружающих людей. Подросток может стать агрессивным, убегать из дома, принимать наркотики или внезапно жениться, но в целом его действия не вызывают одобрения общества. Дедушка может флиртовать с молодой женщиной, а окружающие станут оправдывать его тем, что он впал в детство.

Но когда мужчина во время кризиса средних лет заводит любовницу, становится «пляжным» парнем или перестает ходить в церковь, тогда общество взволновано, поскольку считается, что мужчины средних лет являются ответственными людьми – они управляют миром.

Хорошие новости заключаются в том, что «злой дух» кризиса среднего возраста перестанет нас пугать, как только мы осознаем, что происходящее с нами является естественным процессом, связанным с нашим развитием. Такое понимание дает нашему мужчине средних лет надежду.

Стадии развития взрослого человека

Leave a Reply